Вот здесь еще есть интересные факты про этого Миядзаки Хаяо:
Миядзаки Хаяо (Miyazaki Hayao) родился в квартале Акебоно района Токио Бункё 5-го января 1941-го года. Его отец Катсудзи (Katsuji) был управляющим завода Miyazaki Airplane, который принадлежал дяде Хаяо и поставлял детали хвостового оперения знаменитых истребителей серии A6M (американское название - "Zero").
Мать Хаяо была очень интеллигентной и начитанной женщиной, которая к тому же с определённым скептицизмом относилась к общепринятому мнению – эту её черту также унаследовал Хаяо. Семья Миядзаки часто переезжала, т.к. его мама проходила курс лечения туберкулёза с 1947 по 1955 год (это впоследствии нашло своё отражение в "Моём соседе Тоторо").
Хаяо с детства увлекался авиацией в общем и самолётами в частности и часто их рисовал. Затем в своё время поступил в старшую школу Тоётама (Toyotama) и на третьем году обучения увидел мультфильм, перевернувший всю его жизнь – это была "Легенда о белой змее" (Hakujaden), первое полноцветное и полнометражное аниме. После просмотра Хаяо загорелся идеей самому стать аниматором и рисовать мультфильмы, для чего он стал учиться рисовать людей, т.к. до этого момента всё его творчество сводилось к изображению авиатехники.
Как это ни странно, но образование Хаяо не имело ничего общего с его увлечениями и после школы он поступает в университет Гакусюин (Gakushuin), который и закончил в 1963 году по специальностям политология и экономика. В марте того же года Хаяо устраивается на работу в Toei Animation и работает фазовщиком (рисует отдельные кадры) в фильме "Верные слуги-псы" (Wan Wan Chuushingura), своеобразной экранизации классического сюжета о 47 самураях, отомстивших за своего хозяина.
Во время работы над "Космическими похождениями Гулливера" (Gulliver no Uchuu Ryokou, 1965) Хаяо внёс несколько предложений по изменению сценария и координировал прорисовку этих изменений. Благодаря этим активным действиям руководство заметило талантливого аниматора и стало поручать ему более серьёзные задания. Также Хаяо вместе со своим новым другом и коллегой Такахатой Исао создали профсоюз художников Toei Animation и добивались улучшения своего положения – повышения зарплат, а также введения различных социальных льгот. Руководство этого так не оставило и в результате друзей обвинили в коммерческом провале "Похождений солнечного принца Холса" (Taiyo no Ouji Horus no Daibouken, 1968), над которым они вместе работали, понизили их в должности, а также Хаяо, Исао и их друзьям создали совершенно негодные условия труда.
Ещё в 1965 году Хаяо женился на своей сослуживице Акеми Ота (Akemi Ota) и впоследствии стал счастливым отцом двух сыновей – Горо и Кейсукэ. Горо, как мы теперь знаем, пошёл по стопам отца и недавно выпустил нашумевшие "Сказания Земноморья", а Кейсукэ стал резчиком по дереву и создал фигуры для студии Ghibli (о ней мы расскажем чуть ниже), которые участвовали в мультфильме "Шёпот сердца" (Whisper of the Heart, 1995).
Несмотря на определённую вражду с руководством Миядзаки продолжал работать и выпустил "Кота в сапогах" (Nagagutsu wo Haita Neko, 1969), "Корабль-призрак" (Sora Tobu Yureisen, 1969), "Животных на острове сокровищ" (Doubutsu Takarajima, 1971), а также нарисовал мангу "Люди пустыни" (Sabaku no Tami, 1969), но коммерческого успеха она не имела, поэтому Миядзаки до некоторого времени оставил это дело.
В 1971 году Миядзаки покидает студиюToei и вместе с Такахата, а также их общим коллегой Отабэ Ёити создаёт собственную студию под названием "A Pro". Началась подготовка к созданию мультфильма по мотивам сказки Астрид Линдгрен "Пэппи Длинныйчулок", однако согласие сказочницы на экранизацию получить не удалось и проект был свёрнут. После этого "бизнесмены-неудачники" устроились в TMS-студию, где начали работать над сериалом "Люпен III" (Lupin III, 1971-1972 гг.), повествующем о похождениях внука известного французского жулика Арсена Люпена. Во время работы они познакомились со своим будущим другой и сослуживцем Кондо Ёсифуми.
В 1972 году Миядзаки пишет сценарий для короткометражного фильма "Большая панда, маленькая панда" (Pandakopanda), в котором главная героиня была поразительно похожа на Пеппи Длинныйчулок, а сам фильм являлся отголоском панда-бума, возникшего после появления в токийском зоопарке двух китайских панд. У фильма также есть и продолжение – "Большая панда, маленькая панда: Дождливый день в цирке" (1973).
В 1973 году Миядзаки и Такахата переходят на студию Zuiyo Enterprise, позднее переименованную в Nippon Animation, и создают "Хейди - девочку Альп" (Alps no Shoujo Heidi, 1974) и "Конана - мальчика из будущего" (Mirai Shonen Conan, 1978), после чего в 1979 году Миядзаки возвращается на студию TMS и ставит свой первый полнометражный фильм "Люпен III: Замок Калиостро" (Lupin III: Cagliostro no Shiro), который по праву в течение многих лет назывался в Японии лучшим аниме.
К этому времени у Хаяо накопилось множество материала, мыслей, планов и сюжетов и выплеснуть и воплотить их все он решил в форме манги – так появилась ставшая впоследствии знаменитой "Наусика из Долины Ветров" (Kaze no Tani no Naushika, 1982-1995). Первоначально мангу экранизировать не предполагалось, но затем сами издатели предложили Миядзаки сделать короткий ролик. Ролик Хаяо делать отказался и в итоге было принято решение делать полноценный мультфильм, увидевший свет в 1984 году. Тогда Миядзаки стал признанным классиком: история Наусики, глобальные вопросы, затронутые в произведении и великолепная анимация потрясли мир.
В 1985 году на сцене появляется легендарная Ghibli, чьё название через именование самолётов-разведчиков времён Второй мировой восходит к имени горячего ветра из Сахары. Так Миядзаки стал полноправным правителем маленькой империи и смог наконец воплотить свой жизненный принцип: снимать не то, что надо для получения коммерческого успеха, а то, что нравится и что необходимо самому зрителю.
Следующим произведением стала детская сказка "Небесный замок Лапута" (Tenkuu no Shiro Laputa, 1986), окупившая себя настолько, что стало возможным снять следующий фильм. Правда, тут спонсорам пришлось понервничать за свои кровные, т.к. Миядзаки сотоварищи сотворили своего рода двойной проект: сам Миядзаки выпустил "Моего соседа Тоторо" (Tonari no Totoro, 1988), а Такахата – "Могилу светлячков" (Hotaru No Haka, 1988). Фильмы получились настолько разноплановыми, что о них не имеет смысла говорить – их нужно смотреть и в обязательном порядке.
Следующей работой Хаяо стала "Ведьмина служба доставки" (Majo no Takkyuubin, 1989) – история юности ведьмы Кики и её лучшего друга Дзидзи. Американские прокатчики в данном случае совершили огромную ошибку, озвучив Дзидзи голосом взрослого мужчины, т.к. Дзидзи и Кики по сути равны по возрасту и взрослеют напару, а так Дзидзи из равного партнёра превратили в наставника. Миядзаки хотел поручить "Кики" всему коллективу Ghibli целиком, но в конечном счёте ему всё пришлось делать самому.
В определённый момент Миядзаки устал от фильмов для детей и в этот период им были созданы лёгкая комедия "Порко Россо" (Kurenai no buta, 1992) и мрачная и философская "Принцесса Мононокэ" (Mononoke Hime, 1997), в которой впервые в истории Ghibli были применены цифровой звук и элементы компьютерной графики. Перед выходом "Принцессы" Миядзаки сделал заявление, что уходит из коммерческой анимации и впредь будет заниматься лишь некоммерческии экспериментальными проектами.
Однако несмотря на такое заявление в 2001 году выходят "Унесённые призраками" (Sen to Chihiro no Kamikakushi). Своим названием на русском языке история Тихиро обязана западным прокатчикам, посчитавшим "Сэн" не слишком привлекательным названием и решившим добавить немного экшена. "Унесённые призраками" имели огромный успех по всему миру. В 2002 году картина получила премию Берлинского кинофестиваля, а в 2003 г. – "Оскара" как лучший анимационный фильм.
В 2004 году Миядзаки презентует свой новый фильм "Бродячий замок Хаула" (Hauru no ugoku shiro), который в сентябре того же года получил приз Венецианского кинофестиваля за техническое исполнение, а в 2005 году уже сам Миядзаки получает награду – там же в Венеции – за личные заслуги перед мировым киноискусством.
Не так давно вышло новое творение студии Ghibli – "Сказания Земноморья" (Gedo Senki, 2006), начатые самим Хаяо, а законченные его сыном Горо. Первоисточник был основательно переработан в процессе создания мультфильма, но самое главное – дух книги – сохранить удалось. До нашей страны релиз фильма добрался только-только, а Миядзаки уже делает заявку на следующее произведение – в 2008 году зритель увидит "Понё на утёсе" (Gake no ue no Ponyo), а нам остаётся только пожелать Мастеру дальнейших творческих успехов и не покидающего вдохновения.