И есть второй способ, основанный на спонтанных движениях тела, автоматически реагирующего на любую возникающую ситуацию. Это способ импровизации. В его основе лежит идея о том, что'любые заранее отработанные приемы (шаблоны) лишают человека свободы действий, столь необходимой в реальном, а не игровом поединке. Ниндзя делали ставку на второй из указанных способов, который они называли «боем стихий». Они имели в вицу то, что специфика импровизаций в каждом конкретном случае определяется взаимопереходами, взаимосвязью пяти природных стихий - земли, воды, огня, ветра и пустоты.
Первый из данных способов наиболее распространен. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что даже в школах современого ниндзюцу под боем стихий чаще всего подразумевают все те же наборы конкретных приемов, только выполняемых в определенной манере. Однако это профанация, не имеющая ничего общего с истинным боем стихий. В его основе лежат особые психические состояния, диктующие технические действия без всякого участия сознания. Надо не играть в стихию, а быть стихией. Причем перевоплощение должно становиться настолько убедительным, чтобы даже противник невольно верил в навязываемый ему образ.
Подготовка к импровизационному способу рукопашного боя ниндзя включает в себя четыре основных аспекта:
Во-первых, необходимо досконально изучить все места человеческого тела, уязвимые для болевого и травмирующего воздействия;
Во-вторых, требуется овладеть эффективной техникой воздействия на эти места точечными ударами, давлением пальцев, рычагами на суставы;
В-третьих, надо добиться совершенного владения своим телом. Речь идет об отработке уклонов и поворотов, падений и прыжков, перекатов и кувырков, колес и фляков, освобождений от сковывающих захватов, мешающей одежды, веревок и оков;
В-четвертых, следует научиться использовать все пять природных стихий таким образом, чтобы они в самом деле определяли необходимую программу действий, запускали ее в ход и беспечивали организм достаточным количеством энергии.
Первые три аспекта имеют традиционный характер. Тут нечего разъяснять, разве что надо сказать о том, какую боевую технику употребляли ниндзя. Это была техника японского дзю-дзюцу, более известного у нас под искаженным названием джиу-джитсу. Четвертый из упомянутых аспектов невозможно понять без объяснения боевой магии ниндзя (см. часть 3).
Методы тренинга в тайдзюцу отличаются от принятых в китайском кэмпо или японском дзю-дзюцу. Там нет места отработке ударов по воздуху или бою с тенью. Удары с самого начала направлены в реальную цель - мешок с тряпьем или с песком, деревья обвязанные соломой, мощные валуны, вращающиеся и подвесные манекены, изображающие самурая в полный рост при оружии. Плюс к этому работа с партнером по разучиванию бросков, болевых заломов, контратак и т.п.
Как уже сказано выше, в тайдзюцу нет ката, по крайней мере в том смысле, который вкладывают в это слово последователи каратэ (т.е. в виде комплекса определенных технических действий, скомпонованных по определенной схеме создателем данной ката). Систематически практикуя такие комплексы, ученик рано или поздно оказывается запрограммированным ими, его сознание уже не выходит за их рамки. Комплекс начинает навязывать человеку работу в том стиле, который зафиксирован в нем. С точки зрения ниндзя это хорошо для динамической медитации, но совсем не подходит для реального рукопашного боя.
Те ката, которые используются в тайдзюцу, делятся на две группы. Во-первых, это чисто учебные комплексы, объединяющие сходные приемы. Например, комплекс прыжков и кувырков с перекатами (кайтэн-но камаэ), комплекс. основных ударов руками (дакэнтай-но камаэ). Они предназначены лишь для облегчения процесса отработки изучаемых движений до автоматизма. Такие учебные комплексы допустимы исключительно на ранних стадиях обучения. Они подобны гаммам в музыке, создавая подобно им прочный фундамент для последующих импровизаций.
Во-вторых, это ката психологических состояний, не имеющие определенной технической расшифровки (куда поворачиваться, где приседать, чем и когда наносить удары). Психологические состояния обусловливают ту или иную манеру ведения боя, его стратегию и тактику, из которых естественно вытекает техника. В нинпо тайдзюцу известно пять основных состояний сознания, соответствующих пяти первоэлементам - земле, воде, огню, воздуху и пустоте. Платформами для запуска определенных программ действий в бою являются надлежащие исходные позиции. Например, сидзэн-но камаэ - позиция земли, ити-мондэн-но камаэ - позиция воды, дзюмондэн-но камаэ - позиция огня и т.д. «Ключом» же запуска конкретных программ (т.е. конкретных тактик) служат мысленные образы, символизирующие эти первоэлементы.
Один из возможных образов боя Земли - могучая снежная лавина (ниндзя), вызванная случайным маленьким камешком (враг). Лазутчик в этом случае демонстрирует абсолютную уверенность в себе, в своих силах. Неприятель будет раздавлен, смят, снесен мощнейшей контратакой, как бы он ни пытался сопротивляться своей неизбежной гибели. Бой Огня обеспечивал успех в схватке с недостаточно опытным либо трусливым противником. Его подавляли напором, каскадом прямолинейных атак «в лоб». Бой Воды, напротив, противопоставляли врагу, действовавшему в аналогичной манере. Он характеризовался уходами назад и в стороны, с последующими контратаками, напоминавшими волны, раз за разом накатывающимися на утесы неприступного берега. Бой Ветра подходил для поединков с умелым и сильным противником. В нем преобладали финты, внезапные исчезновения из поля зрения (например, резким оседанием вниз, прыжком, кувырком) и круговые движения с ударами, бросками, болевым воздействием на суставы. Бою Ветра хорошо подходит образ тайфуна, затягивающего в себя и ломающего все на своем пути...
Для совершенного овладения всеми аспектами боя стихий нужно определенная предрасположенность. Кроме того, очень важным условием является способность к образному мышлению. Если есть трудности в представлении картин природы, насыщенных цветов, различных фигур, то вряд ли стоит терять время на энергетику стихий. Является препятствием и отсутствие способности чувствовать движение энергии внутри себя по каналам и меридианам. Кроме того, глупо заниматься отработкой боя стихий, если «зажато» тело, если человек не вполне здоров, если у него нет выработанной привычки ежедневно практиковать сидячую медитацию.
Надо прямо сказать, что овладеть импровизационными боем стихий, как и любой другой мистической техникой ниндзя (например, кудзи-госин-хо) сегодня под силу очень и очень немногим. Слишком велика пропасть между современым западным человеком и членом тайного клана в средневековой Японии. Поэтому большинству современников и соотечественников лучше не тратить время и силы на попытки овладеть боевой магией воинов-теней. Следует понять, что их удел - менее экзотические, но более доступные и простые системы рукопашного боя.
Изучение любого приема в тайдзюцу можно условно разделить на четыре этапа.
Первый - это «привыкание к оружию». Подобно тому, как самурай, вооружившись мечом, вытягивает его из ножен, пробует остроту клинка, взвешивает в руке, делает несколько махов в воздухе, а потом начинает рубить лозу и соломенные мишени, так и ниндзя должен привыкнуть к любой изучаемой технике, сделать ее своей. Осваивая, например, удар кулаком, он сначала выбирает наиболее удобный для себя способ формирования кулака, пробует различные траектории нанесения им ударов. Основная цель данного этапа - добиться естественности, раскованности движений.
Второй этап - «объединение движений». Речь идет о совмещении конкретных ударов, захватов, бросков с движениями ног и всего тела. Надо научиться правильно распределять вес и применять силу, перемещаясь при этом под разными углами вперед, назад, в сторону, двигаясь по кругу, вращаясь на одном месте. Главное здесь - слитность выполнения приемов.
Третим идет этап «практического использования приема». Ниндзя учится выполнять удары, броски, сбивающие движения, уклоны в различных позициях, отражая разнообразные виды нападения, разыгрывая какие-то ситуации в лесу, на крыше, в узком коридоре и т.д. Здесь можно чему-то научиться только вместе с партнером. Основная цель - понять истинный смысл изучаемого приема, довести его исполнение до автоматизма независимо от условий применения.
Наконец, последний этап. Он называется этапом «абсолютной действенности приема». В ходе его требуется довести владение приемом до такой степени совершенства, чтобы он срабатывал интуитивно, без участия сознания, на «автопилоте». Подключение энергетики организма, сверхъестественных качеств психики (если таковые имеются) происходит на данном этапе.
Бой с оружием в руках строился (и отрабатывался) по таким же схемам. Но, в отличие от своих противников-самураев, ниндзя и в таком бою избегал каких-либо ограничений. Он использовал все, что только могло принести победу. Так, параллельно с оружием в ход шли ноги, отвлекающие трюки, дополнительное воружение (например, посох плюс нож для метания) и даже гипноз. В любом случае характер боя определялся особенностями ситуации и противника. Никаких догм, никаких застывших шаблонов ниндзя не признавали.
Чисто технически рукопашный бой ниндзя (тайдзюцу) включал в себя концентрированные удары конечностями по наиболее уязвимым местам человеческого тела (дакэн-тайдзюцу), и костоломные захваты, броски, болевые воздействия (дзю-тайдзюцу). В технику рукопашного боя входили также разнообразные уклоны (каваси), падения (укэми), кувырки с перекатами (кайтэн), колеса (дайсярин) и прыжки (тоби). Уклоны провоцировали врагов атаковать мимо и раскрываться, падения и прыжки ломали привычный для фехтовальщика ритм боя, перекаты и кувырки позволяли неожиданно исчезать из поля зрения врага, изменять дистанцию, уходить от атаки.
Рукопашный бой ниндзя всегда представлял собой импровизацию, возникавшую на основе определеного состояния сознания. Тем не менее, он подчинялся нескольким важнейшим принципам. ПЕРВЫЙ из них гласит: «Достижение максимальных результатов минимальными средствами» (Ин-син тонкэй). Именно он определял все стратегические, тактические и технические особенности действий воинов-теней.
Применительно к рукопашному бою этот принцип выражался в следующей идее: победить во что бы то ни стало, избрав наиболее рациональные средства достижения победы. Это означает, что необходимо максимально использовать различные хитрости и уловки, атаковать противника по возможности неожиданно, сзади или сбоку, не давать ему возможности нанести полноценный удар. Например, отвлечь на мгновение его внимание своим воплем, или бросить ему в лицо горсть ослепляющего порошка, ком земли, какой-то оказавшийся под рукой предмет. Бой лучше всего вести в условиях плохой видимости - ночью, в дыму, тумане, темном помещении, максимально используя свое умение сражаться именно в такой обстановке.
Наилучшие приемы поражения те, которые срабатывают вне зависимости от массы и физической мощи противника. Например, удары в горло, глаза, висок, пах, по ключицам и позвоночнику, болевые воздействия на пальцы, кисти рук, нос, половые органы и т.д. Бойцу, использующему какой-то один вид технических действий (например, только удары мечом или захваты с бросками и болевыми удержаниями) следует противопоставлять непривычную для него тактику - резкие уходы с линии атаки, удары ногами в нижнем уровне, кувырки, метание игл, звездочек, ножей, камней...
Все перечисленное, вместе взятое, приводило к тому, что самураям, этим постоянным врагам ниндзя, трудно бьыо предугадывать их манеру ведения боя. В свою очередь, неопределенность ситуации лишала «буси» уверенности в себе, замедляла реакцию, снижала скорость и точность проведения приемов. Однако принцип «ин-син тонкэй» удается автоматически воплощать во всех случаях без исключения лишь тогда, когда он становится принципом всей жизни: в труде, в отношениях с другими людьми, в практике боевых искусств.
ВТОРОЙ важнейший принцип - это предпочтение метода (вадза) в противоположность форме (ката). Если в «ката» упор делается на соответствие отрабатываемых движений каким-то заданным образцам, то в «вадза» все определяется эффективностью тех или иньк движений в каждом конкретном случае. В процессе обучения ученику показывают только общую схему различных приемов, а наиболее удобные способы их исполнения, работающие на него, не на формальный образец («правильно только так») он должен найти сам. Такой метод является более трудоемким по сравнению с «ката», зато выработанные однажды навыки не теряются со временем. Ведь они основаны на биомеханических возможностях этого человека, а не мастера, жившего пятьдесят или сто лет тому назад.
Поэтому нельзя утверждать, что тот или иной прием выполняется только тем способом, который показывает инструктор. Все зависит от личных качеств и возможностей ученика. Тайдзюцу требует самостоятельного поиска наиболее рациональных, экономичных и эффективных способов выполнения различных приемов. Указанный принцип раскрывается в следующих четырех постулатах: естественности, текучести, ритма, дистанции.
Естественность движений (сидзэн) обеспечивает раскованность, свободу, уверенность в бою, отсутствие излишнего напряжения психики и мускулатуры. Чтобы сделать боевые приемы естественными, человеку необходимо превратить их в столь же привычные, как, например, движение ко рту руки с куском хлеба. Это требует огромного количества повторений изучаемых приемов. Следовательно, лишь превратив всю свою жизнь в непрерывный тренинг, а окружающий мир - в свою «додзё», можно достичь подлинной естественности собственных действий. Следует напомнить в этой связи, что жизнь мальчика, подростка, юноши, взрослого мужчины в любом клане ниндзя и была, по существу таким тренингом.
Текучесть движений (ногарэ) означает плавный переход одних приемов в другие, что образует непрерывную цепь атакующих и защитных действий без малейших пауз между ними.
Например, блокирующее движение переходит в захват, захват - в бросок, бросок сменяется ударом, удар - удушением или переломом шейных позвонков и т.д. Не следует стараться обязательно доводить до конца каждый прием, независимо от изменений в ситуации боя. Вот противник захватил вашу руку. Для освобождения от захвата вы используете рычаг на его кисть наружу. Однако прежде, чем вы успели провести этот прием, противник отпустил вас. А ведь именно это и было вашей целью. Имеет смысл немедленно нанести удар освободившейся рукой, и дальше действовать по обстановке. Обеспечение текучести в бою возможно за счет разнообразия освоенной техники, в сочетании с психической и физической раскованностью.
Понятие ритма (рицудо) сводится к тому, что любой поединок представляет чередование определенных движений (тех элементов, из которых складываются приемы, передвижений, уклонов) с какой-то частотой. Чувство ритма позволяет выигрывать инициативу, так как начав действовать в том или ином темпе, человек сохраняет его некоторое время, хотя бы секунду или две. Подстраиваясь под ритм противника, а затем внезапно ускоряя либо замедляя свои движения, можно «вклиниваться» в его действия. Или же просто навязывать врагу свой собственный ритм. Можно также сказать, что чувство ритма определяет своевременность использования различных приемов. Например, незачем уклоняться от еще не начавшегося удара или ставить блок тогда, когда удар уже проведен.
Требование «соблюдать дистанцию» (ма-ай) вызвано необходимостью находиться в любой момент боя там, где противник вас не достанет, или достанет с минимальным ущербом. Вы же должны иметь возможность атаковать его наверняка. Еще это требование означает, что не стоит тратить силы напрасно, атакуя с неверно избранного расстояния, так как атака неизбежно «провалится» в пустоту или, что еще хуже, подставит вас под встречный удар. Выбор правильной дистанции невозможен без хорошего глазомера, так называемого «чувства противника» и умения перемещаться. Все указанные компоненты вырабатываются только практикой. Тут не помогут .никакие медитации.
ТРЕТИЙ принцип тайдзюцу формулируется следующим образом: «Тело и оружие едины» (кентай-итиё).
Это высказывание имеет несколько иной смысл, нежели другой известный тезис - «оружие является продолжением тела». В ниндзюцу акцент делается на то, что тело само по себе представляет оружие, тогда как любое механическое приспособление (оружие) служит лишь вспомогательным средством для усиления поражающего воздействия движений тела. Бьет ниндзя кулаком или кастетом, метает звездочку или нож, работает с кёкэцу-сёгэ или с посохом, от этого ничего не меняется. Состояние сознания, базовые принципы, характер передвижений и уклонов, векторы приложения силы, расход энергии - все остается неизменным.
Отношение к телу как к оружию связано с соблюдением нескольких требований. Первое из них звучит так: «удар из любого положения». Кисть руки, стопа ноги, локоть, колено, палец начинают свой путь оттуда и тогда, где и когда это требуется. Никаких лишних движений типа замаха, приведения кулака к бедру, предварительного выноса ноги, скручивания корпуса и т.п.
Второе требование: в реальном смертельном бою нет места внешне впечатляющим, но фактически безвредным движениям. Любой удар должен идти в конкретную точку поражения, а не в абстрактный «средний» или «верхний» уровень. Кроме того, каждый удар необходимо наносить минимальной ударной поверхностью (пальцем, одной из граней сжатого кулака, локтем, ребром стопы), что обеспечивает мощную разрушительную волну внутри тела.
Следующее требование сводится к отказу от жесткой фиксации стоп, бедер и плеч. Например, удар кулаком (или основанием ладони) должен происходить на долю секунды раньше, прежде чем стопа, движущаяся в этот момент, твердо станет на землю. В результате происходит соединение кинетической энергии корпуса, ног и бьющей руки в едином векторе силы, устремленном вперед еще несколько мгновений после контакта с целью. Если резко убрать бьющую руку (или ногу), вы создадите мощную ударную волну, которая вызовет серьезные внутренние повреждения.
Еще одно требование получило название «блок и удар - одно целое» (укэ-кимэ-итиё). Оно подразумевает, что парирование и контрудар должны сливаться в одно действие. Никаких изолированных жестких блоков типа каратист-ских «агэ-укэ» и «гэдан-барай». Блок в тай-дзюцу - это фактически стопорящий удар по точке, расположенной на атакующей конечности противника. А во многих случаях еще и продолжение своего встречного движения до соприкосновения с корпусом или с головой оппонента...
Посох дубинка и нож
Как уже ясно из предыдущего изложения, в качестве оружия ниндзя чаще всего использовали сельскохозяйственные орудия и предметы повседневного обихода. Такой принцип позволял им не вызывать ненужных подозрений, не иметь при себе лишних вещей, не усложнять себе жизнь проблемами изготовления клинков, рукоятей и других технически сложных изделий. Вот почему одним из главных видов их вооружения (если не самым главным) была деревянная или бамбуковая палка.
Существует изрядная путаница в отношении размеров этих палок. Чтобы избежать ее, возьмем за основу тот факт, что средний рост японского мужчины в Средние Века составлял примерно 150 см (это сегодня японцы стали выше благодаря пище, богатой животными белками). Длина посоха не превышала человеческого роста (плюс высоту деревянных сандалий - «гэта»), но чаще всего равнялась расстоянию от земли до плеча. Иными словами, она колебалась в пределах 140-160 см. Дубинка - это палка длиной от середины ладони до подмышки, т.е. у тогдашних японцев составляла всего-навсего 45-55 см, примерно одну треть от длины посоха, в отдельных случаях половину длины. И, наконец, существовали еще короткие (ладонные) палочки «конго», длиной от 15 до 25 см. Чаще всего ими были палочки для еды (напомним, что японцы, китайцы и корейцы до сих пор едят не вилками, а палочками).
Посох в бою держали, как правило, двумя руками. Техника работы с ним представляла нечто среднее между использованием копья (яри) и алебарды (нагината). Она включала в себя тычковые и маховые удары, подсекание ног, блокирование вражеского оружия, удушения, комбинированные сковывания («связывание»). Использовали посох для опоры в прыжковых ударах ног, для загребания и бросания в лицо врагу песка или грязи. Поскольку посох часто был полым внутри и скрывал в себе клинок, он сплошь и рядом действительно превращался в укороченное копье либо рогатину.
Техника работы дубинкой больше всего напоминала работу мечом, во всяком случае той ее разновидностью, что была длиннее. Такую дубинку держали одной рукой ближе к концу. Дубинку/же покороче держали за середину, что позволяло работать как бы прямым и обратным хватом одновременно. Это очень удобно в схватке с несколькими противниками. В умелых руках дубинка - оружие универсальное и поистине страшное. Сомневающимся скажу, что самый знаменитый из всех японских фехтовальщиков, Ми-ямото Мусаси (1584-1645) около 60 дуэлей провел не стальным, а деревянным мечом (боккеном). Попросту говоря, он дубинкой убил шесть десятков противников, вооруженных стальным мечом! Так что дубинка - это действительно сила!
В лицо, горло, в сердце и солнечное сплетение, в пах дубинкой проводят тычковые удары. По суставам рук и ног - секущие. Как и посох, дубинку широко применяют для .сковывающих захватов и удушений, а также для парирования атак вооруженного противника. Понятно, что в последнем случае ее не подставляют под лезвие катаны или нагинаты, а бьют по рукам, держащим оружие. При гладкой поверхности дубинки часто используют удары со скользящим хватом, что позволяет действовать непредсказуемо для противника.
Палочка «конго» особенно удобна своей портативностью и непривычностью использования в качестве оружия. Известно не менее десяти вариантов ее удержания в руке. При ударах .ею по болевым точкам предпочитают тычки, в других случаях - ущемление мышц для их парализации и болевые нажатия, облегчающие броски. Палочка - прекрасное средство, позволяющее неожиданно поражать горло, шею, глаза, сердце. Направленная сильной и твердой рукой, она пронзает мягкие части тела не хуже ножа, особенно если с ударной стороны немного заточена на конус. Чаще всего палочки использовали как парное оружие, по одной в каждой руке.
Что касается настоящего ножа (танто), то по законам феодальной Японии лица, не относящиеся к сословию самураев, могли иметь в своем распоряжении только такие ножи, длина которых вместе с рукояткой не превышала одного «сяку» (30,3 см). Ниндзя обычно имели при себе ножи, клинок которых равнялся 15-20 см, с самой простой деревянной ручкой. Как и все остальные предметы, носившиеся с собой, нож служил им не только оружием, но в первую очередь хозяйственно-бытовым инструментом.
Как известно, нож отличается от кинжала тем, что у него не двусторонняя, а односторонняя заточка, и клинок более тонкий. Тем не менее, опытный мастер ножа одним «длинным» (т.е. непрерывным) движением перерезает противнику сухожилия на конечностях и горло, легко и плавно скользя вокруг него. Нож он держит в основном обратным хватом, что характерно именно для японской техники, будь то самураи или ниндзя.
Часто ниндзя использовали нож в паре с дубинкой, как бы подражая знаменитым «рёто-дзукаи», самураям, сражавшимся сразу двумя мечами - катаной и вакидзаси (упомянутый здесь Миямото Мусаси был именно таким обоеручным бойцом). Но поскольку нож все же не короткий меч, а дубинка - не большой, постольку техника ниндзя на две руки существенно отличалась от техники самураев. Но не становилась от этого менее эффективной. Менее популярно среди воинов-теней было фехтование двумя ножами. Прагматики до Мозга костей, они всегда исходили из реальностей жизни. Человек с двумя ножами подозрителен, если он только не торгует ими. Палка плюс нож, это обьганое явление.
Известны также комбинации ножа с дубинкой, когда этот короткий клинок жестко фиксировался на одном из концов палки, превращая ее в мини-алебарду. Но большого распространения этот вариант не получил, так как был эффективен лишь в ограниченном числе случаев. Гораздо надежнее и удобнее держать палку и нож в разных руках...
Когти и клинок
Какие только имена не давала молва ниндзя: черные дьяволы, лесные оборотни, посланцы ада... Какие только достижения не приписывала она им. Среди них и такие, как умение ходить по потолку, отражать голой рукой удары меча и разрывать ею тело на части... Сами ниндзя, которые всегда присутствовали в гуще масс, всячески поддерживали эти легенды, потому что они вызывали суеверный страх и позволяли иногда добиваться успеха в совершенно безнадежных, на первый взгляд, предприятиях...
Стены крепостей и самурайских замков в Японии возводили из больших, грубо обтесанных каменных глыб, плотно пригоняя их одну к другой без всякого раствора. К тому же эти стены были не вертикальными, а немного наклонными. Нередко небольшие укрепления строили из бревен. Поэтому ниндзя придумали очень простое приспособление - «сюко» (или «тэкаги»), позволявшее им использовать щели между глыбами (либо между бревнами) для лазанья по стенам. Сюко представляет собой нечто вроде металлического обруча, закрепленного на руке посредством кожаных ремешков. Нижняя (ладонная) часть этого обруча снабжена несколькими шипами, слегка загнутыми наподобие когтей. Иногда такой же обруч с шипами надевали и на ноги, он назывался «асико».
Следует учитывать, что в старой Японии балки и стропила в жилищах были открыты снизу и проходили на небольшом расстоянии друг от друга. С помощью «сюко» и «асико» можно довольно легко цеплятся за них, висеть под потолком и незаметно передвигаться там. Тем более, что электрического освещения тогда не существовало, по ночам в помещениях царил полумрак, пока люди бодрствовали, и полная темнота, когда они ложились спать.
Кроме того, шипастые «перчатки» повышали эффективность ударов открытой ладонью или стопой. Шипы пробивали легкие доспехи из кожи (или лакированных дощечек), распространенные благодаря своей дешевизне, так что оружием они были достаточно грозным. Еще легче рукой с «когтями» можно наносить рваные раны на открытых участках тела. Но вот что касается отражения ею ударов меча, тут явное преувеличение. Самурайский меч (катана) - оружие поистине страшное, которое с размаха разрубает все, что угодно. Захватить лезвие меча между шипами и поворотом руки вырвать его у неприятеля, или хотя бы отвести в сторону, удавалось лишь в том случае, когда ниндзя действовал с опережением, в начальной фазе атаки противника, как это и показано на рисунках.
Вопреки мнению, широко распространившемуся сейчас благодаря кинофильмам, ниндзя редко когда был мастером фехтования. В открытом бою с самураями он, по сути дела, не имел никаких шансов на победу. Но это лишь в том случае, когда такой бой проходил в соответствии с правилами Бусидо. Известно, что классическая техника владения катаной сводится преимущественно к ударам сверху вниз по голове, плечам и рукам. Увертки и всякого рода хитрости во время поединка самураи считали делом, позорящим настоящего воина. Практически они никогда не рубили мечом ноги, не атаковали в спину и ниже пояса. Перед тем, как вступить в бой, противники обязаны были представиться друг другу. Короче говоря, самураи бьыи опутаны, словно веревками, своими представлениями о чести, о благородстве, другими сословными предрассудками.
В отличие от них, ниндзю не связывали никакие условности. Мечу он не поклонялся (тогда как самураи создали подлинный культ меча), и видел в нем лишь один из инструментов, предназначеных для выполнения поставленных задач. Если не было больше никакой возможности уклониться от схватки, ниндзя стремился атаковать внезапно, действовать нестандартно, непредсказуемым образом. Как сказал бы любой самурай, ниндзя использовали «подлые приемы» и воевали «не по правилам». Они считали, что на войне нет места никаким правилам, кроме правила побеждать несмотря ни на что и, по возможности, самой малой ценой. Внезапность, непривычность, непонятность действий являлись их решающим козырем. Поэтому техника выхвтывания меча из любого исходного положения играла существенную роль в их подготовке. Эта техника (батто-дзюцу) существенно отличалась от техники самураев (иаи-дзюцу). Она позволяла выигрывать те драгоценные доли секунды, которые приносили победу.
Впрочем, ниндзя использовали меч не так уж часто. И дело не только в том, что среди них трудно было встретить мастеров меча. Главная причина в другом. Ниндзя действовали тайно, а потому старались ничем не выделяться среди окружающих, всячески избегали столкновений с ними. Чтобы иметь возможность выполнять задания своих начальников, они специально овладевали искусством перевоплощений. Достаточно напомнить в этой связи классический репертуар персонажей, за чьей личиной они скрывались: странствующий монах, уличный торговец, Нищий, отшельник-юродивый, крестьянин, бродячий актер (фокусник или жонглер), подмастерье. Все эти категории людей принадлежали к низшим классам, которым категорически запрещалось иметь оружие. Тем более - меч, святыню святынь самураев. Стоило нарушить этот запрет, и следовала немедленная казнь, совершить которую имел право любой самурай, не спрашивая на то разрешения у властей. Между тем, меч - оружие довольно громоздкое, спрятать его на себе трудно, зато легко обнаружить. На всех дорогах в средневековой Японии, у всех городских и деревенских ворот стояли заставы. Подозрительных путников подвергали тщательному обыску. Поэтому ниндзя имел при себе минимум снаряжения.
Кусок веревки или цепь, полотенце, посох, нож, может быть - серп, немного еды и лекарств, кремень для высе-кания огня, вот и все. С таким грузом он мог свободно передвигаться, не опасаясь проверок. Достигнув места назначения, ниндзя из подручных средств изготавливал приспособления, в которых нуждался, а оружие (если в том бьыа необходимость) отбирал у противника. Выполнив задание, он уничтожал или прятал свои инструменты и снова принимал облик безобидного путника.
Необходимость скрытно передвигаться по вражеской территории, выдавая себя за кого угодно, только не за того, кто он бьш на самом деле, и стремление иметь при себе как можно меньше вещей обусловили многофункциональность вооружения и снаряжения ниндзя. Это в полной мере относится к мечу «ниндзя-кэн» (или «ниндзя-то»). В отличие от катаны, он был прямым по всей длине и короче. Длина лезвия не превышала 50-60 см (у катаны до 90-96 см). Достаточно длинная рукоятка (30-40 см), обтянутая кожей, позволяла работать как одной, так и двумя руками. Гарда была квадратной (со стороной квадрата до 8 см), довольно толстой и очень прочной. Впрочем, существовал еще меч без гарды, с более длинным лезвием (до 70 см), замаскированный под посох. Одно движение, и вместо согбеного старого монаха с посохом перед ошеломленным противником возникал воин со сверкающим клинком в руках. Однако такой меч применялся еще реже.
Ножны (сая) бьыи длиннее лезвия, что позволяло использовать свободное место для хранения различных мелких предметов: сюрикэнов, футляра с секретными документами, шипов-колючек и т.д. Наконечник ножен снимался и служил буравом, а также дротиком. Ножны без наконечника превращались в духовое ружье для метания отравленных/игл (фукия) или в трубку для дыхания под водой. Ножны старались делать как можно более прочными, это давало возможность применять их в качестве дубинки (дзё) и даже вместо алебарды (нагината), если меч вставляли в них рукояткой и надежно закрепляли ремешком из сыромятной кожи. Квадратную гарду использовали как опорную площадку для ног при лазании по стенам замков и по деревьям. Ремешок, на котором носили ножны, цепляли за выступ в стене или за прочную ветку, и тогда получался своего рода насест, на котором можно бьшо передохнуть, не слезая для этого вниз. Полую рукоятку меча в случае необходимости заполняли едким порошком для ослепления противника, ядом или порохом, в нее также вставляли длинную отравленную иглу.
Еще один миф, распространившийся благодаря кинофильмам, это то, что ниндзя всегда носили свой меч за спиной. В действительности, они вешали его туда только, в тех случаях, когда надо было куда-то лезть либо ползти. Во всех остальных ситуациях место меча было сбоку, потому что из этого положения его выхватывали чуть-чуть быстрее, чем из-за спины. Как уже отмечалось, такое «чуть-чуть» могло оказаться решающим обстоятельством, следовательно, им не стоило пренебрегать.
Следует отметить, что «когти» на руках (сюко) не мешали сжимать рукоятку меча. Поэтому ниндзя нередко использовали в бою и то, и другое одновременно. Например, левой рукой отклоняли в сторону вражеское оружие, а правой выхватывали свое и наносили удар. Или с помощью когтей отбирали меч у самурая и закалывали его собственной катаной. Примеры использования когтей и меча, а также приемов внезапного выхватывания последнего, показаны на приводимых здесь рисунках. Их могло бы быть намного больше, но и имеющихся достаточно, чтобы составить представление о том, как использовали меч ниндзя.
Призраки с косами
Коса и серп (по-японски «кама», или «гама») - это классическое оружие крестьян, участвовавших в феодальных войнах и мятежах. И хотя они, в общем-то, являются сельскохозяйственными инструментами, практика показала их высокую эффективность в ближнем бою. Это связано с тем, что серпом и косой можно производить движения разного типа: подсекать и рубить, резать и колоть, захватывать и вспарывать, блокировать и атаковать. Разворачивая косу или серп с длинной ручкой лезвием к себе, это оружие можно превращать также в дубинку. Поэтому в умелых 'руках кама по своим боевым возможностям превосходит меч, копьё и алебарду - главное вооружение самураев, вечных противников ниндзя.
Существует много разновидностей серпов и кос, отличающихся друг от друга длиной деревянной рукоятки, длиной и степенью кривизны лезвия, способами его прикрепления к древку. В принципе, чем длиннее ручка и лезвие, и чем они прямее, тем выше эффективность камы как оружия, но тем труднее прятать это оружие под одеждой. Между тем, для ниндзя последнее обстоятельство было чрезвычайно важным. Кланы ниндзя обосновались в горах. Не удивительно, что основным видом использовавшегося ими серпа стал небольшой серп жителей горных селений центральных районов острова Хонсю, который называется «ната-гама». Крестьяне применяли его не для уборки урожая зерновых (их занятиями были охота, огородничество и заготовка леса), а для того, чтобы прорубать дорогу в зарослях.
Ната-гама представляет собой слегка изогнутое, довольно широкое стальное лезвие, заточенное только с той стороны, которая обращена внутрь, и вбитое под небольшим углом в короткую рукоять из твердых пород древесины. Место соединения лезвия с ручкой является наиболее слабым звеном данного «инструмента», поэтому его дополнительно укрепляют, плотно обматывая тонкой, прочной веревкой или кожаным шнуром. Длина лезвия ната-гамы колеблется в пределах 15-30 см, а длина ручки составляет от 20 до 45 см. Очень часто лезвие ната-гамы длиннее рукояти.
Другим видом серпа, который использовали ниндзя, был так называемый «о-гама», по своему внешнему виду и размерам (длина рукояти иной раз доходила до 120 см) напоминавший скорее косу, чем серп. Им было удобно подсекать ноги людям и лошадям, срезать всадников прямо в седле, отклонять удары шеста, копья или меча. Нижнюю часть рукояти, противоположную лезвию, иногда снабжала своеобразной гардой, похожей на кастет с широким лезвием. Такое приспособление защищало руку от ударов вражеского оружия и одновременно расширяло спектр применения в бою. Этот вид камы называется «о-но-гама».
Чаще всего ната-гаму и о-гаму ниндзя применяли как парное оружие. Такая боевая «двойка» называлась «ничо-гама». Серпом на длинной ручке парировали и отклоняли вражеские атаки, а малым серпом поражали противника. Основными мишенями при атаке серпом являются кисти рук, держащие оружие, локтевые и коленные сгибы, шея и голова, спина и бока. В современных условиях, когда больше нет самураев, вооруженных мечами и копьями, серп еще эффективнее в ближнем бою, чем прежде. Им очень удобно перехватывать удары ногами, успешно противостоять любому противнику, вооруженному холодным оружием (шестом, цепью, дубинкой и т.д.). Можно даже метать его в цель. Остановить хорошо тренированного бойца, вооруженного двумя серпами, можно только выстрелом из пистолета или автомата.
Еще одну разновидность боевого серпа представляет «кусари-гама», серп с цепью. Это «ната-гама» или «о-гама», к которому прикреплена довольно длинная (до 2,5 метров), тонкая, но прочная цепь с грузом - металлической гирькой или шаром. Обычно цепь крепилась к ручке со стороны, противоположной лезвию, хотя известны образцы серпов, у которых цепь была с той же стороны, что и лезвие.
Существует несколько вариантов использования такого оружия. Например, участком серпа между лезвием и ручкой («углом») отражают вражеские атаки, захватывая и уводя в сторону его меч или копье, шест, дубинку. Гирьку бросают прямо в голову противника, чтобы оглушить его либо заставить отшатнуться, и в этот момент поразить серпом. Стараются захлестнуть цепью руки противника, его шею или корпус, а потом, дернув цепь на себя, вывести его из равновесия. Или же гирьку зажимают в руке, а цепь (вернее, ее часть) используют для блоков и захватов. И то, и другое похоже на работу с обычной цепью («манрики-гу-сари»). В ближнем бою «кусари-гаму» превращают в своего рода кистень, работающий в паре с серпом. Для этого цепь держат в одной руке таким образом, что свисает лишь небольшой ее кусок с гирькой на конце («кистень»), а серп держат в другой руке. Наконец, серп с цепью превращают в абордажный крюк, «кошку» или анкерный якорь, раскручивая и бросая не гирьку, а сам серп.
Помимо гирьки, к цепи нередко прикрепляли бумажный пакет или стеклянный пузырек, содержащий ядовитый порошок. Такой вид оружия назывался «бакахацу-гама». При ударе о тело противника или об его оружие пакет разрывался (склянка разбивалась) и яд мгновенного действия поражал свою жертву. Иногда вместо яда пакет наполняли смесью пороха с бертолетовой солью и другими примесями. Такой взрывпакет (аналогичный гранатам ниндзя «нагэ-тэппо») при ударе взрывался с сильным грохотом, яркой вспышкой и густым дымом, деморализуя противника и отвлекая его внимание. Если верить легендам, то существовал якобы и такой экзотический вариант, как «ма-муки-гама», когда вместо пакета с ядом или взрывчаткой к цепи прикрепляли живую ядовитую змею (это делали с помощью специального клея и бечевки). Цепь захлестывала противника, змея пыталась его ужалить и он, занятый тем, чтобы избавиться от этой твари, не успевал вовремя среагировать на лезвие серпа...
Ниндзя, стремившиеся к многофункциональности всех используемых ими средств и приспособлений, не были бы самими собой, если бы не пытались сделать то же самое с камой. Они разработали серпы сложной конструкции. Например, такие, у которых лезвие могло складываться, а цепь втягивалась внутрь рукояти. Резким движением («вскидыванием») можно было автоматически раскрыть лезвие, и зафиксировать его специальной защелкой, а нажатием на фиксатор - выпустить наружу цепь с грузом. В другом варианте конструкции вместо цепи в полую рукоять серпа вставлялся кинжал («танто»). Достав его оттуда, можно было сражаться кинжалом и серпом одновременно, держа их в обеих руках. А можно было вставить кинжал в рукоять серпа лезвием наружу, и получить комбинированное оружие: с одной стороны серп, с другой - кинжал.
* * *
Свободно работать даже одним серпом, тем более - двумя, очень непросто. При слабом владении техникой ими легче ранить себя, чем противника. Требуется много времени (несколько лет ежедневных упорных тренировок), прежде чем придет ощущение серпов чем-то вроде естественного продолжения своих рук. Поэтому для тренировок следует применять только учебное оружие, с тупыми деревянными «лезвиями», полностью исключающими порезы и уколы. Наиболее подходящая длина ручки тренировочного «ната-гама» - от запястья до локтевого сгиба, «о-гама» - от запястья до подмышки.
Начинать тренировку следует с одним серпом, выполняя «в пустоту» простые удары, захваты и блоки, выпады и вращения из положения «стоя на месте». Хорошо освоив эти движения как левой, так и правой рукой, можно переходить к тренировке одновременно с двумя серпами, и не только «в пустоту», но и на тренажерах. Простейшими из них являются деревянные столбы, с прикрепленными к ним «руками» и «оружием». В дальнейшем можно переходить к работе с партнером, вооруженным шестом или дубинкой. И только добившись полной свободы и непринужденности в работе с одним и с двумя серпами, можно попытаться перейти к тренировкам с боевым оружием. Но спарринг с партнером посредством боевого оружия категорически запрещается, ибо тяжелейшие травмы в этом случае неизбежны. Что касается тренинга с «кусари-гамой», то его принципы и последовательность аналогичны.
Веревка, цепь и рогатина
«Мусубинава», длинная и тонкая веревка, сплетенная из конского волоса, с грузилом на одном конце, была неотемлемой частью снаряжения ниндзя. С ее помощью преодолевали водные преграды, переправлялись через ущелья, взбирались на стены замков, соскальзывали вниз с большой высоты, устраивали ловушки, связывали лошадей и пленников, транспортировали грузы - всего не перечесть. Веревка в случае необходимости служила и оружием. Привязанное к ней грузило давало ускорение при броске, не позволяя сматываться в клубок на лету. Но в то же время, при достаточно метком и сильном броске, им можно было оглушить или даже убить противника. Веревка с отягощег нием использовалась также для того, чтобы спутать руки противника и благодаря этому обезоружить его, чтобы подсечь ноги, захлестнуть шею и задушить.
Однако веревку довольно легко перерезать, перепилить или перерубить. Поэтому для боевого применения ее лучше заменить цепью, которая сохраняет такое важное качество веревки, как гибкость, но существенно выигрывает в прочности. Цепь, или вернее цепи, состоявшие на вооружении ниндзя, были двух типов. Первый - это «кусари» (или «гусари»), тонкая крепкая цепь длиной от трех до четырех метров, с грузилами конической формы (иногда в виде металлических колец либо шаров) на обоих концах. Грузила у такой цепи (весом 0,3 кг каждое) являлись ударными элементами. Одновременно они позволяли применять не только броски и захлесты, но и сложную технику движений типа восьмерок или кругов со сменой уровней, когда цепь вращали наподобие мельничных крыльев, перехватывая ее обеими руками. Сложность здесь в том, что цепь все время должна оставаться натянутой, иначе она становится опасной для владельца.
Эту технику ниндзя заимствовали от своих китайских собратьев «линь гуй» (лесных дьяволов). Иногда неподалеку от грузил (в 10-20 см от них) к цепи прикрепляли острые звездочки (или шипы). Они впивались в руку при захлестывании и заставляли выпустить оружие. Иногда грузила обматывали ватой, пропитанной горючим составом, и поджигали. Работая ночью с подобным оружием, ниндзя как бы окружал себя огненным кольцом, что в определенных случаях производило сильное впечатление на врагов. Понятно, что длинная цепь могла заменить веревку, по крайней мере тогда, когда производимый ею шум не играл никакой роли (напомню, что цепь, в отличие от веревки, звенит).
Более короткая цепь имела длину около метра, а весила всего полкилограмма. Согласно легенде, ее изобрел самурай по имени Масааки Тосимицу, служивший начальником охраны главных ворот Эдо (нынешний Токио). Он исходил из мысли о том, что в узком проеме ворот, в тесной комнате или на висячем бамбуковом мостике с длинной цепью не развернуться, а короткая, да еще с увесистыми отягощениями, гораздо эффективнее, чем меч, шест или алебарда. Он назвал ее «манрики-кусари», что дословно переводится как «цепь силой в десять тысяч», а литературно - «всесильная цепь». Обычно ее носят на поясе, оборачивая вокруг талии таким образом, чтобы грузила (которые у этой цепи имеют цилиндрическую форму или делаются в виде ручек) соприкасались спереди, либо сбоку. Это позволяет, зажав одно грузило в руке и отпустив другое, внезапным движением с разворотом корпуса оглушить либо обезоружить противника.
Существуют четыре варианта работы короткой цепью. Первый, это те же круги и восьмерки, что и длинной. Только из-за меньшей длины цепи такая техника становится еще более сложной и опасной. Второй вариант употребления короткой цепи в бою сводится к ударам ею с размаха (как нунтякой или дубинкой). Третий - к блокированию вражеских атак цепью, натянутой за счет разведения рук в стороны, с немедленным переходом на захват и обезоруживание, либо контратаку. Четвертый - это бросок в голову грузила. Понятно, что все четыре типа действий можно комбинировать в любом сочетании, что делает цепь оружием очень высокой эффективности.
Нередко в связи с ниндзя упоминают еще одну цепь - «кусари-фундо», длиной всего 50-60 см. Однако в данном случае имеет место путаница. «Кусари-фундо», хотя и похожа внешне на «манрики-кусари», однако оружие не японское, а окинавското происхождения.
Длинная цепь с тяжелым кольцом (либо шаром) на одном конце, на другом могла иметь весьма оригинальное приспособление - «кёкэцу-сёгэ». По форме это наконечник рогатины, с прямым обоюдоострым лезвием длиной от 20 до 40 см, от основания которого отходит в сторону второе лезвие, загнутое как крюк или серп. Еще его можно сравнить с расплющенным багром. «Кёкэцу-сёгэ» использовали двояко, как подсобный инструмент и в качестве оружия. Его возможности бьыи столь обширны, что «кёкэцу-сёгэ» являлся излюбленным средством представителей большинства кланов ниндзя.
Такую рогатину удобно применять вместо абордажного крюка, альпенштока, якоря, «кошки»и т.д. Иными словами, в комплекте с цепью она давала возможность лазать вверх и вниз, форсировать всевозможные препятствия, взламывать замки, передвигать тяжелые грузы. Кольцо на другом конце цепи нередко служило в качестве карабина для скольжения по веревке. Втыкая рогатину в расщелины скалы или стены, ее превращали в упор для ноги.
Многофункциональность рогатины проявлялась и в использовании ее как оружия. Например, можно было держать в руке кольцо, а лезвие раскручивать на цепи, превращая его в своего рода алебарду. Можно бьыо также метать рогатину в цель как копье (или, скорее, как тяжелый дротик). Если противник успевал отклониться, то его нетрудно было порезать крюкообразньш лезвием, дернув цепь на себя. Вообще, двойное лезвие позволяет выполнять самые разнообразные действия: колоть, рубить, подсекать, резать, вспарывать, выворачивать.
Наиболее типичные приемы работы кёкэцу-сёгэ сводились к следующим двум. Первый: броском грузила захлестнуть руки противника с оружием, а рогатиной провести удар либо тычок. Второй: поймать в «вилку» между лезвиями клинок врага и резким поворотом в сторону вырвать его из рук (либо хотя бы отклонить), а броском грузила оглушить или опутать цепью. Кольцо, кстати, тоже иной раз обматывали промасленной тряпкой и поджигали. Так сравнительно легко удавалось ослепить противника, поджечь на нем волосы и одежду.
Как и боевые серпы (кама, или гама), эту рогатину ниндзя пытались сделать складной. Известны такие ее образцы, где лезвия прячутся в рукоять и выстреливаются на пружинах простым нажатием защелки. Понятно, что цепь никак не могла поместиться в ручку, поэтому ее заменяли четырехметровой веревкой все из того же конского волоса. Но где начинается сложная механика, там кончается надежность. Поэтому распространения подобные образцы не получили, хотя существовали далеко не в единичном экземпляре.
Ясно, что кёкэцу-сёгэ, соединяющее в себе возможности таких разных устройств как рогатина, цепь и отягощение, является оружием мастеров. На то, чтобы в совершенстве овладеть всеми его возможностями, надо потратить многие годы систематических тренировок. Вряд ли это подходит тем, кто любит создавать видимость вместо того чтобы постигать суть. Ну, а немногочисленным приверженцам истинного Пути хочу сказать: если вы овладеете кёкэцу-сёгэ, в ваших руках появится абсолютное оружие (не считая, разумеется, огнестрельного).
Звезды и шипы
Все виды метательного оружия ниндзя, вместе взятые, называют общим термином «тонки» и подразделяют на три основные группы: ножи для метания и метательные стрелки (бо-сюрикэн), метательные пластинки (хира-сюрикэн, или сякэн) и различные шипы (тэцу-биси). Благодаря кинофильмам, наибольшую известность среди них получили пластинки «сякэн», которые из-за их формы нередко называют «звездами (или картами) смерти». Впервые подобные снаряды упоминаются в исторической хронике XII века «Хэйкэ-моногатари» как «сирикэн».
Разумеется, самураи тоже использовали метательное оружие. В случае необходимости, любой из них мог поразить врага метнув в него дротик или кинжал. Но столь «неблагородным» методам ведения боя они предпочитали поединок на мечах и стрельбу из лука. Видимо поэтому в большинстве школ дзю-дзицу техника использования метательного оружия не изучалась. В тех школах, где ей уделяли некоторое внимание она являлась вспомогательной дисциплиной.
Для ниндзя, этих изгоев феодального общества, воевавших партизанскими методами, такое оружие имело гораздо большее значение. Хотя бы уже потому, что все свое вооружение и снаряжение они делали сами, в кустарных условиях, а не в мастерских профессиональных ремесленников. Не удивительно, что дешевые и простые в изготовлении сюрикэны, которые, к тому же, можно было легко прятать и применять, получили -довольно широкое распространение среди «воинов тьмы». Но даже у них это оружие, эффективное в основном на коротких дистанциях, составляло только часть обширного арсенала.
Насчёт техники смертельного касания сан-нэн-гороси,это информация засекречнена,и её знают единицы,или бы ты хотел(а)что б любой хулиган нажавший тебе на точку в спине приговорил тебя к смерти?